Американские психологи провели мониторинг ситуации в различных научных дисциплинах и выяснили, что основным фактором, определяющим слабую представленность женщин среди ученых, является культ гениев и гениальности — считается, что представительницам слабого пола это качество не свойственно. О новом исследовании сообщает журнал Science.
Американские психологи провели мониторинг ситуации в различных научных дисциплинах и выяснили, что основным фактором, определяющим слабую представленность женщин среди ученых, является культ гениев и гениальности — считается, что представительницам слабого пола это качество не свойственно. О новом исследовании сообщает журнал Science.
Психолог Андрей Чимпьян (Andrei Cimpian) из Университета штата Иллинойс и его коллеги опросили 1800 аспирантов, постдоков и профессоров, работающих в 30 дисциплинах (естественные, технические, общественные, гуманитарные науки).
У респондентов спросили, что они считают главным критерием успешной работы в различных науках. Мнения разделились примерно поровну: одни ученые поставили во главу угла гениальность, блистательные результаты и тому подобные качества, другие же указали на терпение и труд.
Оказалось, что женщины хуже всего представлены в науках, где господствует культ гениев и гениальности, например в физике и философии.
«Мы не говорим о том, что гениальность — это плохо. Не утверждаем мы и то, что женщины ее лишены. Наши данные не затрагивают эти вопросы. Речь идет о другом: когда вы внушаете своим студентам, что для успешной карьеры в вашей научной дисциплине необходимы незаурядные способности, это по-разному влияет на женщин и мужчин», — рассказал Чимпьян.
Ученый и его коллеги проверили еще три гипотезы, способные объяснить слабую представленность женщин в некоторых науках. Это нежелание женщин работать сверхурочно, жесткая конкуренция за рабочие места и преобладание мужчин в сферах, где требуется аналитическое мышление. Однако ни одна из этих гипотез не объясняет факты столь же сильно, как культ гениальности.
Сейчас исследователи пытаются понять, что стоит за описанным явлением: сознательно ли студентки и аспирантки отказываются от выбора в пользу науки, где превыше всего ценится гениальность, или их научные руководители и сотрудники вузов дискриминируют женщин, исходя из собственных представлений об их способностях.